Приказ минтранса рф от 16.10.2020 n 424

Содержание:

Время охраны груза и автомобиля*

А. Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов**

Б. Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере менее 30 процентов

В. Охрана груза и автомобиля водителями не производится

*Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя и более водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.

**Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (при наличии).

Специальные перерывы, включающиеся во время работы

Существуют специальные перерывы для отдыха, которые включены во время работы водителя. Они предоставляются всем водителям.

Примечание 1. До 5 июня 2018 года такие перерывы предоставлялись только водителям, осуществляющим междугородные перевозки.

Примечания 2. Правила выбора длительности специальных перерывов изменились 1 января 2021 года (все нововведения отображены ниже).

Длительность перерыва составляет 45 минут. Первый перерыв назначается через 4 часа 30 минут непрерывного управления автомобилем. Следующие перерывы имеют такую же длительность и назначаются через каждые 4 часа 30 минут. При этом если время перерыва совпадает со временем обеда, то перерыв не предоставляется.

Кроме того, перерыв может быть разделен на несколько частей. При этом длительность первого перерыва составляет не менее 15 минут, а последнего — не менее 30 минут. Промежуточные перерывы (между первым и последним) могут иметь любую длительность.

Например, 8-часовой рабочий день водителя должен выглядеть следующим образом:

Действия водителя Фактическое время Рабочее время
Предрейсовый медицинский осмотр 15 минут 15 минут
Управление автомобилем 4 часа 30 минут 4 часа 30 минут
Специальный перерыв для отдыха 45 минут 45 минут
Управление автомобилем 1 час 1 час
Обед 30 минут
Управление автомобилем 1 час 30 минут 1 час 30 минут
Итого 8 часов 30 минут 8 часов

Примечание. Если водитель имеет 8-часовой рабочий день, в середине которого выделен 1 час времени для обеденного перерыва, то специальные перерывы для отдыха такому водителю вообще не требуются.

Выше мы рассматривали рабочее время водителей. Его продолжительность не должна превышать установленных законодательством величин. Ниже речь пойдет о времени отдыха, которое должно быть не меньше, чем установлено законодательством.

Общая таблица труда и перерывов для отдыха водителей для 2021 года

Хотя в каждой компании составляется свой режим работы, есть некоторые общие правила. В сбалансированном рабочем дне перевозчика должны быть такие периоды:

Вид деятельности Рабочее время
Ежедневный медосмотр 15 минут
Вождение 4 часа
Обед не засчитывается
Вождение 2 часа
Специальный перерыв 15 минут
Вождение 90 минут
Итог 8 часов

Особенности составления графика работы водителя автобуса

График составляется работодателем ежемесячно. В расписание должно вноситься время начала и конца смены, перерывы на обед и дни еженедельных выходных. В графике должна учитываться длительность смены, потому что от этого зависит количество времени отдыха для каждого сотрудника.

Действия водителя Общее время Рабочее время
Вождение 4 часа 4 часа
Перерыв 2 часа
Обед 2 часа
Вождение 4 часа 4 часа
Итого 12 часов 8 часов

Стоит заметить, что нормы для графика будут отличаться у перевозчиков разных категорий, например, пригородных и городских маршрутов, и в разных климатических условиях, но важно, чтобы перерыв был не позже, чем через 5 часов с начала работы

Отдых водителя

Отдых водителя – время между рабочими периодами, сменами (рабочими днями) и рабочими неделями, а также основной и дополнительный (при ненормированном рабочем дне) отпуск.

Согласно правилам, продолжительность каждого вида отдыха выглядит следующим образом:

Вид отдыха

Продолжительность

Перерыв на отдых и питание в течение рабочего дня

От 30 минут до 2 часов.

Ежедневный (междусменный) отдых

Минимум в 2 раза дольше рабочей смены (иногда – не менее 9 часов)

Еженедельные выходные дни

Минимум 42 часа непрерывно.

Ежегодный отпуск

Минимум 28 календарных дней (+3 дня при ненормированном графике работы).

  • Ежедневный перерыв на отдых и питание – 0.5-3 часа, или два перерыва суммарно от 0.5-2 часа при рабочем дне более 8 часов.
  • Ежедневный отдых между сменами – непрерывный отдых продолжительностью в 2 раза больше, чем предшествующая рабочая смена (включая время обеда), либо не менее 11 часов (трижды в неделю допускается 9 часов).
  • Выходной день (еженедельный отдых) – 1-2 дня при непрерывности отдыха не менее 42 часов. Количество выходных должно быть не меньше, чем полных недель в месяце, но их порядок в неделе устанавливается индивидуально.
  • Ежегодный отпуск – минимум 28 календарных дней + 3 дополнительных дня при ненормированном рабочем графике + 7 дополнительных дней при работе во вредных или опасных условиях.

Точная продолжительность разных видов отдыха водителя определяется Внутренними правилами организации и графиком рабочего времени сотрудников.

Популярные вопросы

Правда ли, что время охраны груза засчитывается по пониженному тарифу?

Да, это правда, при охране груза учитывается только 30% рабочего времени. Вы охраняли груз 3 часа — из этого времени Вам засчитают примерно 1 час.

Как считается рабочее время, если груз перевозят 2 водителя?

Для фактического водителя время определяется стандартным образом. Для второго водителя, который не управляет им — с учетом понижающего коэффициента 0,5.

Может ли у водителя такси быть ненормированный рабочий день?

Нет, такое не позволяется. Ненормированный рабочий день разрешается водителям легковых авто,членам геологических и разведывательных экспедиций.

Post Views: 744

Режим отдыха

Ежедневный отдых должен быть не менее 11 часов. Разрешается сокращать этот отдых до 9 часов, но не более 3х раз в неделю. Если вы отстояли 9.5 часов, засчитается только 9.

ВАЖНО: Встав на отдых, заводите таймер и, пока он не отсчитает время, с места трогаться не стоит. Так вы будете уверены что паузу отработил полностью

Надо понимать, штрафы за переработку в размы меньше, чем за незаконное сокращение отдыха!

Если возникла ситуация, когда вы вынуждены разрывать паузу, стоит подстраховаться. К примеру, спите вы на стоянке, а в три часа ночи заезжает «негабарит» с конвоем. И ваша машина мешает. Что делать?

Без вопросов встаете отгоняете машину. Делаете распечатку. Пишите на ней время место и что произошло. Можете писать по-русски. Было бы вообще хорошо поставить печать, попросите конвой, например — обычно они не отказывают. Можете даже сделать фото ситуации, которая вынудила вас прервать отдых. 

Учитите, что тахограф перейдет в режим «движение», как только вы проедете пару метров. Схитрить не получится. И, если  не будет четкого объяснения в распечатке, штрафа не избежать.

Что касается межнедельной паузы, то она составляет 45 часов. И если вы начали свою рабочую неделю в 10 утра понедельника, ваша неделя должна закончиться в это же время, то есть, вы должны стоять на стоянке уже понедельник следующей недели, 10 утра МИНУС 45 часов (отнимайте двое суток, плюс три часа).

ВАЖНО: Если того требует работа, разрешается эту паузу сократить. Но она должна быть не короче 24 часов

И следующая за ней межнедельная пауза должна быть обязательно быть уже полных 45 часов.

И да, если вам пришлось сократить эту паузу, будьте добры компенсировать эти часы. Причем единовременно. То есть, если вы сократили свой отдых на 10 часов (45-10=35 часов отдыха), вам потребуется эти 10 часов приклеить к любой паузе цельным куском.

Основная суть нововведений

Теперь жестко регламентируются временные рамки работы и отдыха водителей автобусов. Нарушение данных правил влечет за собой повышение риска возникновения аварий на дороге и административное наказание в виде взимания штрафов.

Нахождение за рулем шофера ограничивается 56 часами в неделю и не должно превышать 9 часов в день. Причем суточное вождение не должно быть непрерывным, может продолжаться не более 4-4,5 часов, после которых следует перерыв на отдых.

Кроме того, трудовое время за 2 недели не должно превышать 90 часов, но такое ранжирование не статично, возможно вырабатывать по 45 часов в неделю или перераспределить работу в соответствии с правилами — 56 ч одна семидневка, 34 ч другая.

Способы учета времени

Учет времени работы, который применяется в отношении водителей, выполняющих перевозку на грузовых транспортных средствах, может существовать в двух возможных вариациях:

  • Ежедневный — в данном случае на каждые сутки установлен отдельный график. Как показывает практика, применять его для водителя международника не совсем удобно, поскольку тут невозможно учитывать сторонние факторы, которые присутствуют при таких видах перевозок (удаленность стоянок, простой на таможне и т.д.);
  • Суммированный учет времени. В таком случае длительность рабочих дней на протяжении определенного периода может несколько отличаться, но в целом общее количество часов за календарный месяц не должно превышать установленные нормы. Такой способ составления графика является наиболее удобным при выполнении грузовых перевозок, особенно тех, которые относятся к международным.

Законодательное регулирование

В настоящий момент вопрос о режиме труда и отдыха за рулём нормируется и контролируется очень жестко. Для того, чтобы контролировать режим работы за рулём, транспортное средство обязательно оснащается тахографом.

Невыполнение данного требования собственниками транспортных средств и руководителями предприятий приводит к начислению штрафов и прочих взысканий. Однако практика показывает, что достоверными и актуальными знаниями того, как именно регулируется время работы и перерывов, владеют далеко не все сотрудники – и, что ещё печальнее, работодатели.

Основной документ, в котором прописаны основные нюансы касательно данного вопроса, утверждён Минтрансом России (Приказ № 15 от 20.08.2004г.). При составлении графиков работы водителей следует учитывать все законодательные моменты.

Типичные ситуации и как их решить

Представим, что у вас остается 2 часа рабочего времени и вы уже стоите под огромной разгрузкой на терминале. По независящим от вас обстоятельствам разгрузку начали только через час 40 минут. За 20 минут вас разгрузить физически не смогут. А вам еще нужно забрать документы, выехать с территории предприятия, найти парковку для ночевки.

Уже после того, как отъехали от рампы и забрали CMR, делаете суточную распечатку с тахографа и идите с ней к тому человеку, который отмечал вам CMR. На распечатке с обратной стороны пишете название предприятия, место его расположения, причину, по которой вам пришлось нарушить, и требуете поставить на нее печать. Храните такую распечатку, как если бы это была купюра в 500 евро, потому что штраф за отсутствие такой бумажки будет в разы больше.

По возможности, старайтесь компенсировать время. То есть если вы превысили время вождения  или общее рабочее время, скажем, на полчаса, то последующую паузу лучше продлить на час. ЗАчем? Чтобы при проверке вас контролирующими органами вы не выглядели преступником, а предстали адекватным человеком, которому пришлось действовать так, а не иначе. Такая двойная компенсация плюс распечатка с печатью предприятия будет лучшим объяснением вашей адеватности и порядочности. 

Другая банальная ситуация: отсутствие свободных мест  на паркингах. В зависимости от страны и времени суток, эта проблема будет бить по нервам в течение каждого рабочего дня. Даже начиная поиск свободного паркинга за полчаса до окончания рабочего рвмени, не факт что вы его найдете. Ночевать вдоль дорог нельзя! Поэтому специально предназначенные место придется искать в любом случае, но уже с нарушением.

Нашли место, сделали распечатку, написали артикул с описанием места и ситуации и можно спать спокойно. Только не злоупотребляйте такими лазейками. Местные контролирующие органы отлично знают и разбюираются в такой ситуации. Так, поздним утром и в обед все паркинги почти пустые, и вы уже не сможете сказать что не было свободного места. Думайте головой.

Новые требования к организации труда и отдыха водителей 2021 года по приказу Минтранса

Рабочие отношения граждан России с их работодателями установлены в Трудовом кодексе. В 4 разделе данного документа можно ознакомится с нормами, которые касаются организации временных рамок труда. Все, что касается условий работы перевозчиков, можно узнать в 51 главе Трудового кодекса.

Именно в этой главе написано, что вносить коррективы в правила организации труда водителей может Минтранс, потому что оно является федеральным органом власти.

В целом правила составления рабочего графика работников сферы перевозок регулируются в приказе №15, который Минтранс выдал в 2004 году.  Однако 03.05.2018 г. появились правки, которые вышли под номером 170.

К главе о категориях шоферов, режим которых может отличаться, добавили работников пожарных и спасательных служб. Также уточнили, что 12-часовая рабочая смена может назначаться только в том случае, если в целом число рабочего времени в неделю не превышает допустимые нормы труда.

Периоды работы и отдыха

Работодатель может продлить смену сотрудников до 10 часов в день. Иногда смена может продолжаться до 12 часов. Однако в этом случае совокупное время вождения должно составлять не больше 9 часов. Увеличивать это время нельзя. Если водитель будет беспрерывно находиться за рулем больше 9 часов, это снизит концентрацию его внимания. А это может привести к ДТП. 12 часов – это исключительный случай. В приказе Минтранса №170 от 3 мая 2018 года оговорены обстоятельства, в которых можно увеличивать длительность рабочего дня:

  • Человек занят на городских маршрутах (пункт 11 Положения).
  • Человек занят на международных перевозках (пункт 10).
  • Перевозки, связанные с нуждами здравоохранительных, коммунальных, почтовых учреждений.
  • Поездки на служебных авто, связанные с нуждами государственных органов (пункт 12).
  • Работа на инкассаторских авто.

Ранее в этот перечень входили перевозки на пожарных и аварийно-спасательных ТС, однако сейчас они исключены из Положения.

ВНИМАНИЕ! Иногда возникает необходимость в рейсе, превышающем 12 часов. К примеру, это может быть поездка в дальний город

Что делать в этом случае? В рейс нужно направлять двух водителей. Работать они будут посменно.

Дополнительные особенности

День водителя может разделяться на 2 части. Это актуально, к примеру, для водителей городских маршрутов. Однако рабочее время, в совокупности, не должно быть больше максимальной продолжительности (9 часов).

В приказе №170 в 2018 году появилось дополнительное ограничение. В частности, совокупный объем часов, затрачиваемых на управление авто, не должен быть больше 56 часов в неделю. Ранее ограничение составляло 90 часов за 2 недели.

Ненормированный рабочий день* водителя

А. Водителю легкового автомобиля установлен ненормированный рабочий день**

Б. Водителю автомобиля экспедиции и изыскательских партий, занятому на геолого-разведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, установлен ненормированный рабочий день

В. Водителю автомобиля-такси или иным водителям установлен ненормированный рабочий день

Г. Водители, работающие на условиях ненормированного рабочего дня, отсутствуют

*Для проверки соблюдения требований законодательства при установлении ненормированного рабочего дня обратитесь к проверочному листу «Проверка порядка установления ненормированного рабочего дня».

**Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Зачем вообще все это нужно

Товарищи, которые  умудряются ездить по двум чип-картам, мутить что-то с тахографом и вообще всячески жульничать, то есть те, что сознательно соглашается на переработку — потенциальные убийцы. Другая сторона — компании, которые заставляют водителей нарушать режим труда и отдыха под угрозой невыплаты им зарплат. В таким компаниях ни один адекватный человек, уважающий себя, работать не будет.

Итог такой переработки печален. Здоровье, на восстановление которого уйдут все заработанные (а то и больше) средства, тюрьма или трагедия. И такие случаи бывали, когда дальнобойщиков приговаривали к нескольким месяцам ареста за манипуляции с тахографом. В лучшем случае, можно отделаться очень крупным штрафом и запретом ездить по дорогам ЕС или конкретной страны.

Тем не менее, в дороге бывает всякое — пробки, задержки, поломки. Как действовать с умом — в нашем материале. 

Таблица режима работы и отдыха водителей по тахографу

Законный интервал времени, необходимого для водителей дальнобойщиков определяется исходя из суммирования составных элементов, представленных в таблице.

Таблица 2. Отдых водителя.

 Показатель Действующая норма Возможные отклонения
 Обеденный перерыв и отдых  45 минут 15 и 30 раздельно
 Междусменный или ежедневный  11 часов 9, но не больше 3 раз за 1 неделю
 Еженедельный  45 часов Не меньше суток

Трудовое законодательство предусматривает возможные варианты, за счёт которых допускается снижение соотношения РТО для водителей.

Наиболее распространённые из них представлены далее:

  1. Снижение междусменного интервала отдыха до 9 часов в случае работы, связанной с городскими и пригородными перевозками. В данном случае для работника необходимо предоставлять время необходимое для восстановлений не менее 2 суток по окончании второй смены.
  2. До 11 часов при занятости водителя в междугородных перевозках. Дополнительное время для отдыха предоставляется в размере равном потерянной величине часов за прошедший период.

В качестве примера можно привести фотографию графика РТО для водителей пригородных автобусных рейсов:

Для работодателей можно дать следующие рекомендации: несоблюдение и нарушение режима труда, отдыха и оплаты рабочего времени может обратиться для них возможными блокадами и забастовками со стороны работников, права которых нарушаются.

Подборка для Вас!
Скачайте в надежное место бланки и образцы документов для автолюбителей.

Что именно входит в рабочее время

Рабочее время водителя – это не только периоды, связанные непосредственно с вождением авто. Это также следующие отрезки времени:

  • Перерывы на протяжении трудовой смены, которые нужны для отдыха от управления ТС.
  • Время на подготовку к работе и на ее завершение. Этот период предназначен для подготовки авто к поездке и так далее.
  • Осмотр перед поездкой и после нее.
  • Остановка в зонах погрузки.
  • Простои, возникшие не по вине сотрудника.
  • Время на устранение поломок, возникших в процессе рабочей поездки.
  • Время охраны груза и ТС в процессе стоянки на пункте А и пункте Б, если соответствующее положение прописано в договоре.
  • Если это дальний рейс и на нем занято два сотрудника, в рабочий период включается время, на протяжении которого за рулем находился второй водитель.

Вопрос: В организации работают водители и электромонтажник в пределах завода. Проводится ли специальная оценка нестационарных рабочих мест в отношении работ разъездного характера? Если проводится, то каким образом?Посмотреть ответ

Если день специалиста составляет 7 часов, то это вовсе не обозначает, что все 7 часов человек работает. В это время входят и перерывы, и осмотры, и остановки в пунктах разгрузки.

Важно отметить, что ряд перечисленных отрезков времени учитывается при определении режима не полностью. Пропорции при зачете периодов:

  • Охрана груза – не менее 30%.
  • Управление ТС вторым водителем – не меньше половины.

Все эти нюансы нужно учитывать при определении режима работы.

Вопрос: Можно ли установить водителям, занимающим одинаковые должности, разный размер компенсации (суточных) за разъездной характер работы?Посмотреть ответ

Примеры

Рассмотрим расчет продолжительности труда на примере:

Работа Реально затраченное время Рабочее время
Осмотр перед рейсом 15 минут 15 минут
Вождение Полчаса Полчаса
Погрузка Полчаса Полчаса
Вождение 3 часа 3 часа
Охрана груза 2 часа 40 минут (30%)
Разгрузка Полчаса Полчаса
Итого 6 часов 45 минут 5 часов 25 минут

Длительность рабочего дня указывается в трудовом соглашении. Она учитывается при определении зарплаты.

Профотбор водителей: три изменения 2021 года

Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:

  • подтверждение соответствия предоставленных водителем документов Профессиональным и квалификационным требованиям (осталось без изменений);
  • испытание.
  1. «Испытание» пришло на смену термину «стажировка». Срок испытания фактически устанавливает работодатель. Но при выборе срока нужно руководствоваться требованиями статьи 70 ТК РФ, устанавливающей максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
  2. Появился лист испытаний. Он содержит следующие сведения:
  • номер листа испытаний;
  • ФИО водителя;
  • дата и время прохождения, испытательный период;
  • сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
  • ФИО водителя-наставника;
  • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

Больше не требуется оформлять лист собеседования. Также в новом порядке отсутствует требование о проведении собеседования.

Если ваша организация нанимает на работу водителей, стоит ознакомиться с полным текстом Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Обо всех новых требованиях расскажем на семинаре «Труд водителей в 2021 году».

Рекомендуем

На семинаре слушатели получат практические рекомендации по режиму труда водителей, особенностям оформления трудовых договоров и мероприятий по охране труда, смогут разобраться требованиях к квалификации водителей.

Рабочее время сотрудника

Общий объем рабочего времени водителя грузового транспорта составляется из следующих важных временных периодов:

время управления автомобилем;
часы специально установленных перерывов на отдых от управления грузовым авто, как во процессе передвижения, так и в конечном пункте;
подготовительное и заключительное время, отведенное на выполнение работ перед выездом на маршрут и после возвращения с него в компанию. Если водитель осуществляет междугородние перевозки, исчисляется время выполнения работы в самом пункте оборота или в процессе передвижения перед началом или перед окончанием рабочей смены;
время, которое уходит на прохождение медицинского осмотра каждого водителя перед выездом на рейс или перед выходом на смену. Также сюда можно отнести время прохождения осмотра после возвращения со смены. Если для проведения осмотра требуется тратить время на путь, оно обязательно будет учтено, дорога туда и обратно;
время вынужденного простоя в пунктах погрузки или разгрузки продукции, а также на участках использования специализированных авто;
время простоя, возникшего не по вине водителя;
часы, потраченные на устранение в процессе рабочей смены разных эксплуатационных неисправностей у обслуживаемого авто

Это время принимается во внимание в том случае, если не требуется разборка механизма, при выполнении простых регулировочных работ в обычных полевых условиях, если рядом нет специальной технической помощи;
время, потраченное на организацию охраны груза и самого авто в период стоянки, а также на конечных и промежуточных станциях. Это правило распространяется на водителей, совершающих грузовые междугородние перевозки;
время водителя, не связанное с управлением автомобилем при выполнении дальних рейсов с задействованием сменщика;
другие случаи, предусмотренные законом России.

Если у водителя грузового авто стандартный 8-часовой рабочий день, в данные 8 часов входят все предрейсовые, послерейсовые врачебные осмотры, время на обед и отдых и так далее.

Если некоторые компании, принимающие на работу водителей диктуют правило делать перерыв за счет времени, выделенного на обед, это незаконно.

Особого внимания заслуживает время, потраченное на охрану перевозимого груза. В рабочее время оно может быть засчитано не полностью, но не менее 30%.

Если водитель находится на рабочем месте, но не управляет автомобилем, часы также могут быть засчитаны не полностью, но не менее 50%.

Подобные важные нюансы нужно обязательно принимать во внимание, чтобы избежать начисления штрафа. Самое главное заранее позаботиться о том, чтобы все особые и сомнительные вопросы и моменты были внесены в режим труда и отдыха водителя международника и обычного городского грузового транспорта

Самое главное заранее позаботиться о том, чтобы все особые и сомнительные вопросы и моменты были внесены в режим труда и отдыха водителя международника и обычного городского грузового транспорта.

Условия разделения рабочего дня водителям на части

А. Работодатель получил согласие работника на разделение рабочего дня на части

Б. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта*

В. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается

Г. Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению

Д. Перерыв между двумя частями рабочего дня установлен не позже чем через 5 часов после начала работы

Е. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня составляет не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания

Ж. Продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 Положения, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15

З. Ничего из вышеуказанного

*Принятого с учетом мнения представительного органа работников (при наличии).

Управление автомобилем в течение дня

Еще одним положением, которое можно трактовать неоднозначно, является п.19 приказа:

Итак, во-первых, нельзя считать, что первый специальный перерыв необходимо сделать именно после 4часов управления (это довольно частое заблуждение). На самом деле, он должен быть не позднее 4часов. В общем, если перевести на более простой язык, то первая часть правила звучит как-то так: «Нельзя допускать, чтобы водитель управлял автомобилем дольше 4часов без перерыва».

Во-вторых, есть вопросы ко второй части правила: с какого момента начинается отсчет этих 2часов? Когда именно делать специальные перерывы: каждые 2часа управления автомобилем или просто каждые 2часа?

Мы запросили в Министерстве транспорта уточнение — и вот каким был ответ.

Таким образом, правило можно читать так: «После окончания первых 4часов управления автомобилем нельзя допускать, чтобы водитель двигался без отдыха более 2часов подряд».

Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание: специальный перерыв может быть засчитан только если на тахографе был режим «отдых». Режим «работа» для такого перерыва использовать нельзя

Что говорится в законе

Центральный нормативный акт, который фиксирует основную длительность допустимых работ по вождению, другой деятельности или отдыха для владельцев грузовиков или автобусов — это приказ №15 Министерства транспорта России, который действует с 2004 года. Именно в этом документе отражены самые важные положения, которые реализуются для борьбы с переработками в настоящей жизни.

Следующий не менее важная в данном вопросе бумага — приказ № 170, который был принят уже в 2018 году. Именно это дополнение вносит изменения в экземпляр, упомянутый ранее касательно определённых категорий водителей, на которые действуют ограничения. Вдобавок данный приказ уточняет общую длительность вождения за неделю и двойной срок.

Параллельно нужно упомянуть постановление правительства №1733, утверждённое через год. Оно также вносит изменения в современную версию ПДД, которые напрямую касаются максимальной продолжительности управления грузовиком или обычным автобусом.

Главная цель таких изменений — синхронизировать действующие нормативы с ЕСТР (стандартом международных рейсов). Оговорка затрагивает только физических лиц, управляющих транспортным средством с весом более 3,5т., когда как при коммерческих перевозках водители продолжают руководствоваться общими нормами.

Как учитывается рабочее время

Сейчас действует сразу несколько актуальных вариантов организации работы отечественных перевозчиков. Хотя при детальном рассмотрении каждого из них всё равно стоит учитывать не только фактическое время управления машиной, но и все смежные обязанности:

  • отдельная смена идёт максимум 10 ч (и не дольше);
  • учитываться время на перерывы (несколько в течение дня);
  • обед является отдельным перерывом и тоже обязателен.

Когда вопрос касается грузоперевозок на значительные расстояния, разрешено назначать 12 ч рабочий день, но обязательно стоит учитывать смежное время на охрану груза. Помимо контроля автомобилем в подсчёт реального времени водителя заодно стоит брать:

  1. Непосредственно подготовка к маршруту и противоположный процесс в финале – заключительные работы после возвращения.
  2. Потраченные часы в транзитном пункте на основании публичного согласования с водителями и правилами фирмы.
  3. Обязательные медосмотры, чья продолжительность и очерёдность устанавливается руководителем.
  4. Стоянка в пунктах, которые встречаются на протяжении рейса, а также в пунктах посадки/высадки пассажиров.
  5. Специальные перерывы (отдых от управления машины, для обогрева салона автомобиля или для отвода теплоты).
  6. Простои, которые возникают не по вине водителя.
  7. Устранение случайно выявленных в пути неисправностей, которые не нуждаются в разборке механизмов или буксировке.
  8. Охрана груза и транспорта непосредственно во время стоянки в транзитных пунктах.
  9. Период пребывания сменщика на рабочем месте, вне управления.

Отдельные виды деятельности могут оплачиваться только в частичном объёме. Например, время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда он не за рулем, можно оплатить только на 50%, а время на охрану – лишь на 30%. Все моменты должны быть отражены в трудовом договоре.

Установленные периоды

Согласно общепринятым стандартам, в каждой компании составляется индивидуальный режим работы. Существуют некоторые общие правила и временные рамки, на которые стоит ориентироваться. Так в чётко сбалансированном дне перевозчика должны быть следующие пункты:

Вид деятельности Рабочее время
Ежедневный медосмотр 15 мин
Вождение 4 ч
Обед
Вождение 2 ч
Специальный перерыв 15 мин
Вождение 1,5 ч
Итог 8 ч

Подобный график составляется работодателем каждый месяц и в финальный вариант расписания непременно должно вноситься начало и конец смены, перерывы на обед и выходные. Непосредственно в самой таблице должна учитываться длительность смены, поскольку от данных зависит временной промежуток отдыха для каждого сотрудника. Для водителя автобуса рекомендуют использовать следующие параметры:

Вид деятельности Общее время Рабочее время
Ежедневный медосмотр 15 мин 15 мин
Вождение 4 ч 2 ч
Обед 2 ч
Вождение 2 ч
Специальный перерыв 2 ч 15 мин
Вождение 2 ч 2 ч
Итог 12 ч 8 ч

Стоит дополнительно подчеркнуть, что стандартные нормы для графика будут отличаться у перевозчиков разных категорий: у пригородных и городских маршрутов, равно как и в разных климатических условиях, результаты будут существенно отличаться

Крайне важно, чтобы перерыв был не позже, чем через 5 ч с начала рабочей смены

Еженедельный отдых

Еженедельный отдых — это дополнительное время, которое предоставляется автоводителям для отдыха. Перечислим ключевые особенности отдыха этого типа:

  • Его главная особенность — высокая длительность   она составляет не менее 42 часов в неделю. Еженедельный отдых должен назначаться хоты бы один раз в неделю.
  • Междусменный отдых не должен включаться в еженедельный. Например, Вы отработали смену по схеме суммарного учета и Вам положен еженедельный отдых. В таком случае фактическая длительность отдыха будет составлять 54 часа: 12 часов — стандартный ежедневный отдых, 42 часа — еженедельный.

Виды учёта

В зависимости от характера работы и дальности рейсов, учёт времени работы делится на два вида:

  1. Ежедневный учёт. Этот тип учёта довольно прост. Максимальная длительность времени работы должна укладываться в рамки приведённой в Трудовом Кодексе нормы – 40 часов в неделю. Так, при пяти днях работы в неделю это 8 часов в день, при шести – соответственно не более 7 часов в день.
  2. Суммированный учёт. Используется в ситуациях, когда из-за специфики обязанностей невозможно уложиться по часам в недельную норму. Суть этого вида учёта заключается в том, что на протяжении дня или недели часы допустимо отработать больше нормы – главное, чтобы норма часов не была превышена за месяц (или другой отчётный период).

При введении данного учёта времени обязательно независимое мнение организации профсоюза.

Сколько часов в день может работать водитель, понятно из таблицы (кликабельно):

При суммированном учёте времени допускается отрабатывать максимум 10 часов в день. В определённых исключительных случаях это число может увеличиваться до 12:

  • Водителям, которые заняты на пассажирских перевозках в городе или пригороде;
  • Водителям, которые заняты на дальних расстояниях – для того, чтобы организовать возможность добраться до места отдыха.

Обязательный момент – количество отработанных часов за две недели в сумме должно уложиться в норму 90 часов.

Важно! При увеличении часов времени работы долю времени, проведённого за рулём, допустимо увеличить не больше, чем до 10 часов два раза в неделю

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector